Психологический хоррор австралийских блогеров о вечных проблемах пубертата в компании зловещих мертвецов
Вы не против ненадолго подселить к себе другого человека? Не против? А если этот человек уже умер и подселится он в ваше тело?
Молодежный ужастик «Поговори со мной» (Talk to Me), который у нас окрестили как «Два, три, демон, приди!», уже снискал себе славу новой вехи в жанре, и теперь настал черед российского зрителя приобщиться к последнему писку ужаса, хоть с даты премьеры и прошел уже почти год.
Главная героиня Миа (Софи Уайлд) горюет из-за утраты матери. Из-за натянутых отношений с отцом она проводит почти все свободное время в доме своей подруги Джейд (Александра Дженсен), чей младший брат Райли (Джо Берд) нашел в ней родственную душу, готовую говорить с ним на любые темы, петь в унисон и делиться сокровенным.
Решив развеяться на годовщину гибели, подруги отправляются на вписку, где местные подростки проводят свой собственный спиритический сеанс — с блэкмэджиком и духами. На дворе в Австралии не XIX век, и место пыльного хрустального шара и покрытой паутиной доски Уиджи заняла стильная и модная рука сатаниста, — предварительно отрубленная, высушенная и закатанная в фарфор. А чтобы войти в контакт с мертвыми, не нужно никаких заумных заклинаний и сим-салабимов из Некрономикона, достаточно зажечь свечу, пожать руку чернокнижника и произнести лаконичное: «Приди!»
На призыв оперативно отвечает кто-нибудь из недавно усопших, а пожавший руку колдуна становится медиумом. У молодежи на все про все полторы минуты (нет, не для съемок тик-тока) — таковы правила вызова духов. Превышать лимит категорически не рекомендуется. В противном случае дух может остаться среди живых! Но наших подростков это нисколько не обламывает и, как коматозники (Flatliners, 1990), впадающие в контролируемую клиническую смерть, они принимаются по очереди триповать (неожиданная аллегория наркозависимости), параллельно снимая все для соцсетей.
Во время очередного сеанса на контакт с Мией выходит ее покойная мать (или нечто выдающее себя за нее), которая хочет ей что-то сказать. Стремясь продлить общение, девушка готова пренебречь правилами и выйти за пределы оговоренного тайминга — даже если в роли медиума вдруг оказывается совершенно неопытный в этих делах брат лучшей подруги…
Известные австралийские блогеры Дэнни и Майкл Филиппу показали себя на редкость умелыми постановщиками. На протяжении первого акта гадаешь: как зло просочится в мир живых — то ли героиня — прирожденный медиум, то ли облобызавший одержимого бульдог произвел утечку?.. Но это слишком просто и избито. Куда занятнее подменить запрещенные вещества оккультными практиками и посмотреть, что выйдет — чем не пространство для интерпретации?
Филиппу вообще осознанно избегают идти по уже проторенной дорожке — начиная с оригинальной концепции и заканчивая нешаблонным повествованием.
Снимая очередной хайповый ролик для YouTube, братья спали и видели себя на съемочной площадке. И кто бы мог подумать, что производители жвачного контента остановят свой выбор не на развлекательной комедии, а на жанре ужасов. Смешав подростковую драму и мистический хоррор, дебютанты, однако, не забыли про юмор и, как результат, зал то и дело взрывался хохотом вместе с беспечными героями.
Австралийский антураж бросается в глаза с самого начала: вместо сбитого оленя или лося на ночной дороге мы встречаем полуживого кенгуру, а героиня Софи Уайлд — моральную дилемму, которую не в силах решить.
Как видно, жестокости и насилия в картине хватает, и режиссеры не стесняются его показать, однако не злоупотребляют этим художественным методом, отдавая должное психологизму и взаимоотношениям персонажей — утрате доверия дочери к отцу, гиперопеке матери над сыном, латентной ревности в отношениях двух подруг, трансформирующейся в любовный треугольник.
В «Поговори со мной», как и в последнем «Астрале» (Insidious: The Red Door, 2023), где местом действия была студенческая общага, мы оказываемся в молодежной среде, но здесь подростковых страхов и юношеского максимализма оказывается куда больше, чем в «Красной двери».
В остальном же австралийские тинейджеры ведут себя так же, как и их заокеанские «коллеги» — валяют дурака, борются за внимание, храбрятся при встрече с неизведанным. Так ли уж важно, что перед тобой — дорожка белого порошка или расписная рука колдуна — это сути не меняет, на преодолении себя ведь и строится ритуал инициации.
«Лишь бы наркотиками не баловались!» — как сказала бы мать Райли и Джейд (Миранда Отто). Увидь она, как знакомые ее дочери очертя голову ныряют в астрал, точно бы зареклась никогда не оставлять своего 11-летнего сына с этими «астралопитеками»!
Джо Берд, для которого «Поговори со мной» тоже оказался дебютом, абсолютно органичен в роли чувствительного и нескладного подростка, а неопытность лишь добавляет очков персонажу. Но когда приходит черед превращения, то впору сравнить его игру с феноменальной самоотдачей Линды Блэр в «Экзорцисте» (The Exorcist, 1973) Уильяма Фридкина, чья трансформация из невинной девочки в самого дьявола до сих пор считается эталонной. И хотя экранного времени у Джо Берда не столь много, ему на смену приходит Софи Уайлд, которая, можно сказать, играет за двоих — за себя и за ту одержимую …
Потусторонний мир, в котором оказывается бедняга Райли, напоминает финальную оргию из «Общества» (Society, 1989) Брайана Юзны — без вывернутых наизнанку тел, естественно, но тоже предельно жутко и отталкивающе, — настолько, что специализирующийся на гриме и спецэффектах журнал Fangoria поместил Talk to Me к себе на обложку.
Кто бы мог подумать, что у вчерашних блогеров все так хорошо получится?!
Однако о потенциальном успехе вполне могла догадываться Дженнифер Кент, постановщица всем известного «Бабадука» (The Babadook, 2014), на съемках которого она и познакомилась с братьями. Подрабатывавшие на площадке, Дэнни и Майкл были совершенно не против проконсультироваться у опытной коллеги по цеху. Заручившись поддержкой и нужными связями, братья пошли со своим концептом в крупные студии, а те лишь поддержали их амбициозные начинания.
После такого успешного кинодебюта, можно с уверенностью сказать, что совсем скоро мы узнаем чуть больше о происхождении «обезьяньей лапки» и ее хозяине, а там, глядишь, и до приквела рукой подать — только не той рукой, что призывает духов, иначе все может не очень хорошо закончиться.