Международный фестиваль современного искусства DOCA, прошедший в Институте гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО), стал ярким событием весны. В этом году фестиваль был посвящен теме праздника, преобразив выставку в настоящий праздник для всех гостей.

Как отметила ректор ИГУМО и Московского колледжа искусств и коммуникаций Марина Волынкина, каждый посетитель мог найти на фестивале что-то своё: источник вдохновения, возможность погрузиться в ностальгию или просто приятно провести время.
Арт-объекты DOCA, представленные известными художниками и талантливыми студентами, были созданы в духе концептуального современного искусства. Они призывали зрителей к размышлениям, интерпретации посланий авторов и поиску собственных смыслов в увиденном.

Вхождение в мир современного искусства было ознаменовано не шумным празднеством, а осознанным пробуждением. Гости фестиваля были встречены инсталляциями из подушек, преобразованных в уникальные арт-объекты. Совместно с паблик-арт художником Мариной Звягинцевой студенты создали композиции на тему «Ускользающий сон». Подушки с шипами, вышивками, в виде чайного пакетика, а также подушки со звуковым сопровождением – все это стало частью творческих исследований. Авторы стремились представить сон как мистический мир грёз, искажающий реальность, и как сложное явление, оказывающее влияние на физиологию и эмоции человека.

Экспозиция проекта «Впустите самокаты» представила собой отдельную вселенную. В мастерской Павла Волкова, одного из ведущих фотожурналистов страны, студенты создали инсталляцию из фотографий и реальных электросамокатов. Целью проекта было не просто отразить образ современного москвича, пользующегося популярным видом транспорта, но и донести глубокие мысли о трансформации городской среды.

По словам Павла Волкова, использование электросамокатов за последние годы стало не только популярным трендом, но и фактором культурного обновления города. Некоторые самокаты, ставшие частью арт-объектов фестиваля, наглядно демонстрировали позитивный, праздничный характер любого обновления.
Так, на выставке DOCA был представлен самокат из книг, являющий собой интересное сочетание знакомого силуэта электротранспорта с отсылками к знаменитым школам дизайна Вхутемас и Баухаус.
Проект «Паспорт праздников» погрузил посетителей в атмосферу праздничных традиций. Экспозиция организована в формате «станций», каждая из которых символизировала отдельное событие. Зрители имели возможность исполнить праздничные ритуалы, такие как задувание свечей, обмен подарками и загадывание желаний, в результате чего получали «паспорт» с отметками о прохождении ритуалов. Проект оказался глубоко трогательным и пробуждающим ностальгические чувства. А его цель заключалась в создании праздничного настроения.

Инсталляция «Зеркало признаний» подарила гостям множество комплиментов, которых так часто не хватает в повседневной жизни. Добрые слова способны не только вызвать улыбку, но и вдохновить человека на веру в себя и принести радость. Таким образом, «Зеркала признаний» могли бы стать ценным дополнением к любому интерьеру.
На выставке были представлены арт-объекты, которые вызвали у зрителей широкий спектр эмоций. «Сердце семьи» — инсталляция в виде неприметного многоквартирного дома, внутри которого можно было увидеть множество сердец, символизирующих людей с их уникальными судьбами и чувствами. Арт-объект вызывал теплые ассоциации с родным домом, уютом и спокойствием.

«Сладкий подарок» из фантиков от конфет пробуждал детское чувство восторга не только у детей, но и у взрослых посетителей. Альбом с коллекцией оберток, каждая из которых была снабжена описанием, позволял погрузиться в воспоминания о детстве и ощутить душевное тепло. Букет из цветов-фантиков демонстрировал способность даже самых обычных вещей создавать уютную атмосферу.
Инсталляция «То, что скрыто» — ярко украшенный бюст, пустой внутри, призывала зрителей задуматься о соотношении внешнего вида и внутреннего мира человека. Эта работа открывала простор для интерпретаций: от размышлений о саморазвитии до анализа того, как нас воспринимают окружающие.

На одном из этажей гостей встречали «ожившие куклы» – яркое иммерсивное дополнение к проекту известного фотографа Ивана Филимонова «Куклы в городе». Интерактивность экспозиции подчеркивала современный характер искусства, делая его объемным и доступным для активного участия зрителей.
Авторы арт-объектов «Спасибо, что пришли» и «Веселье для всех» исследуют амбивалентное восприятие праздничных событий. Они демонстрируют праздник как яркое торжество, но также и как источник значительных усилий, вызывающий разнообразные эмоции.
Инсталляция «Быть» позволила посетителям ощутить атмосферу праздника, одновременно ставя под сомнение его присутствие. Проект затрагивает тему цифровизации, проникшей даже в самые живые и эмоциональные события. Так, за праздничным столом «сидела» девушка – ее зритель видел на мониторе компьютера, ожидающую поздравлений в онлайн-режиме.
Не менее эффектными оказались и серии фотографий — натюрморты, постановочные и репортажные фотографии. Фотохудожники мастерски использовали свет и цвет, композицию и создание образов.

Большинство работ на фестивале – студенческие проекты. Это яркие и качественные образцы современного искусства, демонстрирующие глубину и креативность современного поколения. Каждому зрителю предоставлялась возможность интерпретировать арт-объекты по-своему, что подчеркивает концептуальность современного искусства, где идею и душу вкладывают не только автор, но и зритель. Молодые художники сумели соблюсти этот принцип, создав проекты, вызывающие эмоции, ассоциации и формирующие настроение.
Фотограф — Павел Иванов, ИГУМО