Опубликован
На 92-м году жизни после продолжительной болезни скончался Александр Митта, создавший целую эпоху в отечественном кинематографе. Его уход не просто печальная новость. Это прощание с целой эрой советского и российского кино, с тем особенным миром, который он творил с любовью и одержимостью настоящего художника.
«Он ненавидел слово «пересъемки». Если что-то шло не так, он не переснимал – он начинал заново, как будто это первый дубль», – вспоминает оператор, работавший с ним на «Экипаже».
Фильмы, которые стали судьбой
Его карьера – это история кино в лицах и жанрах. От лирической комедии «Звонят, откройте дверь» до первого советского блокбастера «Экипаж», от исторической драмы «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» до трагической «Таежного романа». Каждая его работа не просто фильм, а событие, которое обсуждала вся страна.
Особое место в его фильмографии занимает «Экипаж» (1979). Картина, которая не просто собрала 71 миллион зрителей, но и навсегда изменила представление о том, каким может быть советское кино. Землетрясение, пожар, катастрофа, Митта снимал это так, что зрители в зале вцеплялись в подлокотники кресел. И при этом человеческие истории, которые трогали до слез.

Учитель и провокатор
Митта никогда не боялся экспериментов. В 1969 году его «Гори, гори, моя звезда», странная, почти абсурдистская комедия о театре времен Гражданской войны вызвала шок у чиновников Госкино. Но именно эта смелость чуть позже сделала его культовым режиссером для нескольких поколений зрителей. Он воспитал десятки учеников, преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров, писал книги о кино. «Кино – это не про красивые картинки, говорил он. Кино – это про то, как заставить зрителя забыть, что он в зале».
Он ушел без громких прощальных слов. Но его фильмы остались и в них весь он: ироничный, страстный, безудержно талантливый.
Текст: Сергей Покровский

