Connect with us
Михаил Федорович Кулик - интервью с основателе школы судовождения «Кормщик»

АКТИВ

«Вода ошибок не прощает»: Михаил Федорович Кулик

руководитель школы судовождения «КОРМЩИК»

Юрист, офицер ВМФ в запасе и основатель школы судовождения «Кормщик» Михаил Кулик рассказал команде выставки «Лодки Экспо», как пандемия подтолкнула его к созданию собственной школы, почему учиться нужно всем — даже владельцам маленьких лодок, и с какими абсурдными нормами сталкиваются судоводители в России.

Михаил Федорович Кулик - интервью с основателе школы судовождения «Кормщик»

Сегодня у Михаила Кулика тысячи учеников по всей России. Его телеграм-канал «Кормщик» читают более 11 тысяч человек, а интенсивы на Селигере расписаны на месяцы вперёд. Он уверен: знание правил — не формальность, а вопрос жизни, здоровья и удовольствия от плавания.

«Всё началось с ковида»

Михаил, как появилась идея создать школу «Кормщик»?

Всё, как и многое в моей жизни, случилось по забавному стечению обстоятельств. Сработал ковид. Я с 2007 года занимаюсь международным морским правом, после службы во флоте в военной прокуратуре. Когда в 2020 году всё ушло в онлайн, я решил превратить своё хобби в дело. Давно увлекался маломерными судами, поэтому создал дистанционный курс. Очное обучение мне показалось малоэффективным. Посудите сами, как правило, вечерами уставшие после основной работы преподаватели и слушатели пытаются друг-друга понять. Поэтому я сделал курс полностью онлайн — доступный по цене и удобный по формату.

Михаил Федорович Кулик - интервью с основателе школы судовождения «Кормщик»

Команда профессионалов и первые успехи

Кто участвовал в создании программы?

Я собрал сильнейшую команду. Вопросы медицины освящает кандидат наук и судоводитель, вопросы судовождения — капитан дальнего плавания, техническую часть — инженер-механик, а юридическую составляющую преподаю сам. Так получился курс, который даёт знаний больше, чем требуется по программе, очень легко осваивается и не забывается со временем.

Для реализации этого проекта научился делать сайты, рисовать иллюстрации, создал приложение «Правила, огни и знаки ВВП» и даже начал писать книги. Первая книга — «Комментарий к Правилам плавания по внутренним водным путям России». Потом — второе расширенное издание с комментарием всего законодательства о маломерных судах и любительском рыболовстве. Я носил пачки книг на почту сам. Уже был свой уголок у почтовых работников, они знали: это Кулик опять лодочникам книги шлёт.

Михаил Федорович Кулик - интервью с основателе школы судовождения «Кормщик»

Трёхдневный интенсив на Селигере

Что подтолкнуло к созданию практических курсов?

Скучно стало. Хотелось живого общения. Вот и поехал к другу на Селигер, там-то мы решили проводить трёхдневные интенсивы. За время интенсива можно научиться маневрированию, движению на скоростях, постановке на якорь, действиям при посадке на мель, ориентированию и много чему еще. Первый сезон прошёл с аншлагом. Потом второй, третий — и так до сих пор. Наш интенсив делает из начинающих — уверенных судоводителей. И всё это — в живописнейшем месте России.

«ГИМС приезжает к нам сам»

После онлайн-курса и практики ваши ученики могут сдать экзамен?

Да. Теорию можно пройти дистанционно, практику — в Москве, на акватории яхт-клуба ЦСК ВМФ. Инспекторы Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС) приезжают прямо туда, и экзамен проходит на наших лодках. У нас есть партнёры в других регионах, поэтому можно учиться из любой точки страны.

Михаил Федорович Кулик - интервью с основателе школы судовождения «Кормщик»

«Ко мне приходят все — от пенсионеров до оленеводов»

Кто ваши ученики?

Самые разные. У меня учился парень с ДЦП, который успешно сдал экзамен. Бывают пожилые люди, семейные пары, кстати, женщины сдают экзамен быстрее мужчин! Была даже сахалинская община оленеводов — двадцать шесть человек. Уходили на пастбища, потом возвращались и продолжали учиться.  Раз человек пришел ко мне учиться, то у меня действует флотский принцип: не можешь — научим, не хочешь… все равно научим.

С какими трудностями сталкиваются ученики?

Первая — найти время и заставить себя начать. С возрастом тяга к обучению угасает. Вторая — законодательство. Формально, обучая кого-то на воде, мы нарушаем закон. Закон прописывает как штрафовать, но не как учить.

О законах и перегибах

Какие изменения в законодательстве вы считаете важными?

В 2025 году вступил в силу Федеральный закон “О безопасности людей на водных объектах”. Это прорыв: теперь у нас есть свой закон, а не просто ведомственные приказы.

Но, как всегда, не все оказалось идеально. Например, придумали термин «утрата права управления». Это, когда истёк срок действия удостоверения на право управления маломерными судами и ты обязан пересдавать теорию, будто всё забыл за день. Это нелепо.

Какие противоречия вы видите в законах?

Очень расплывчаты полномочия регионов в части установления своих правил для] маломерных судов, невозможно застраховать лодку, банки не дают кредиты — нет чёткой системы. Законодательство сырое и часто противоречит само себе.

Что чаще всего становится причиной нарушений и аварий на воде?

Самоуверенность и незнание элементарных правил плавания. Например, если не уверен в собственной оценке ситуации на воде — снижай скорость вплоть до полной остановки. А в нынешнем году “камнем преткновения” стал спасательный жилет. Большинство происшествий с людьми связано именно с его отсутствием. Мое лично отношение к этому: неважно, насколько большая лодка, за бортом вода одинаково мокрая и холодная для всех. Я сам всегда в жилете, и все, кто со мной, тоже.

Михаил Федорович Кулик - интервью с основателе школы судовождения «Кормщик»

О важности обучения

Почему обучение важно даже для владельцев небольших лодок?

Потому что вода ошибок не прощает. На воде действуют те же принципы, что и на дороге, но многие об этом не знают. Столкновений лодок становится всё больше. Я считаю, что учиться должны все — даже те, кому права формально не нужны. Меня давно просят сделать бесплатный курс по безопасности. Но я знаю: пока человек не заплатит — он не воспримет это серьёзно.

То есть вы за обязательное обучение для всех категорий судов?

Да. Пусть меня за это ругают, но я уверен, что обучение должно быть обязательным. Государство должно вкладываться в пропаганду знаний и безопасности на воде, как и в популяризацию знания Правил плавания и правил безопасности.

Ваш совет начинающим судоводителям?

Учиться, конечно, у нас — в школе «Кормщик». Я часто говорю об этом в своих видео: ребята, вы спрашиваете, где учиться — ну угадайте, что я вам скажу? Да, я основатель и владелец этой школы. Я отвечаю за качество своей работы, за то, что мои курсанты получают реальные знания и навыки. Почему я должен продвигать чужой продукт, в котором не уверен? Я ведь не знаю, как он устроен изнутри, что там преподают. Хотя, честно скажу, я покупал курсы некоторых коллег — не для критики, а просто чтобы посмотреть, как у них всё устроено. Учёба — это основа безопасности. Чем лучше человек понимает море и правила, тем спокойнее и безопаснее будет его плавание.

Принимаете ли вы участие в выставках и конференциях?

Я никогда не отказываюсь от участия в таких мероприятиях. Меня приглашают многие — от федеральных телеканалов до агентства ТАСС — и я всегда с удовольствием соглашаюсь. Почему? Потому что у меня есть чёткая позиция, и я её последовательно отстаиваю: учитесь! Не хотите учиться — хорошо, но хотя бы знайте правила безопасности. Каким образом вы их усвоите — дело ваше: хоть под подушку книжку кладите, хоть смотрите видео, главное — понимайте, что безопасность на воде — это не формальность, а основа вашего удовольствия от плавания. Я пропагандирую жизнь на воде — безопасную, осознанную и радостную. Это то, ради чего стоит учиться.

Михаил Федорович Кулик - интервью с основателе школы судовождения «Кормщик»

Руководитель школы «КОРМЩИК», Михаил Федорович Кулик, автор нескольких книг по вопросам законодательства о маломерных судах, выступит на сцене выставки «Лодки Экспо» с темой доклада «Важнейшие изменения в законодательстве о маломерных судах в 2025 году».

Чтобы увидеть все новинки водного мира, познакомиться и набраться опыта у основателей парусных школ и специалистов в этой сфере, приходите на выставку «Лодки Экспо» 14-16 ноября в КВЦ «Патриот ЭКСПО».

Билеты на выставку можете приобрести на сайте!

«Город живых историй» музей на Красной площади «Город живых историй» музей на Красной площади

Музей «Город живых историй» на Красной площади

В ГОРОДЕ

Сергей Жуков записал народную песню «Поле» Сергей Жуков записал народную песню «Поле»

Сергей Жуков записал народную песню «Поле»

ЛОКАЦИИ

Nobilis Yachts премиальный российский катер Nobilis Yachts премиальный российский катер

Nobilis Yachts: российская мечта о премиальном катере

МОТОРЫ

как прошёл день России на ВДНХ как прошёл день России на ВДНХ

День России на Городской ферме ВДНХ

В ГОРОДЕ

бренд Daggerr, Ножевая культура, интервью Теймураза Вашакмадзе бренд Daggerr, Ножевая культура, интервью Теймураза Вашакмадзе

В гостях у Daggerr: история, философия и взгляд в будущее

БИЗНЕС

Подписка на новости

Copyright 2022-2025 - The City 24. Твой городской. Все права на материалы, находящиеся на сайте thecity24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на thecity24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации как экстремистская.

Сайт разработан в веб-студии 5pages.ru

Подписка на новости