В наше непростое время многим из нас нужна психологическая помощь и поддержка (и это нормально). Но далеко не каждый отваживается пойти к специалисту. Да и не всем это по карману.
Поэтому «City24» договорилась с практикующим психологом Фаридом Дибаевым об ответе на ваши самые актуальные и наболевшие вопросы. Можете присылать их ему на почтовый адрес: isaevich@yandex.ru.
Публикуем пятую часть его ответов на вопросы наших читателей.
Когда кажется, что тревога сильнее
Пытаюсь как могу игнорировать принимать и проживать тревогу, которая у меня 24/7, но иногда чувствую, что всё бесполезно и она сильнее меня. Что делать? Ильмира, 32 года.
Анна, мысли, что всё бесполезно–это важный признак того, что вы на верном пути. Дело в том, что в неврозе тревога практически полностью владеет вашими мыслями и эмоциональным состоянием. И без боя уходить естественно не собирается.
Поэтому поначалу оно будет направлять вам как можно больше мыслей о тщетности и бесполезности ваших усилий, подкрепляя их чувстами апатии и слабости.
Также он чуть ли не ежесекундно будет убеждать вас облегчить своё состояние с помощью привычных мысленных и поведенческих ритуалов, которые на самом деле только ухудшают ваше положение.
Однако, чтобы выздороветь, как бы не было трудно, вам нужно продолжить принимать и проживать тревогу во всех ее проявлениях, не реагируя на депрессивные мысли, что всё бесполезно, ничего не получится и т.д.
P.S. Также важно как можно меньше размышлять на тему того, как именно не реагировать, принимать и проживать. Тревога нарочно пытается запутать, имитируя ощущения, что вы так ничего и не поняли и надо снова это обдумать.
Не надо. Действуйте, как можете. И Победа обязательно будет за вами!
О пугающих ощущениях в ОКР
У меня обсессивно-компульсивное расстройство. Всё время приходят страшные мысли, что я потеряю контроль и нанесу себе какой-то непоправимый вред. Это ощущается очень реально. Как с этим справиться? Алена, 27 лет.
Алена, в ОКР – все эти страхи, какими бы абсурдными они не были, ощущаются очень реально. И все наше нутро кричит нам, что срочно нужно на них отреагировать, иначе самое страшное обязательно случится. И здесь приходится выбирать: либо идти на поводу своих чувств и бесконечно спасать себя от мнимой, но кажущейся невероятно реальной угрозы (ОКР при этом будет только усиливаться).
Либо перестать вестись на провокации тревоги, проживая риск того, что угроза может быть и реальной (ведь успокаивать себя теперь нельзя), и через несколько месяцев, наконец, выздороветь.
Выбор за вами.
Об апатии на пути к выздоровлению от невроза
Фарид, после двух недель принятия и проживания тревоги, вдруг навалилась апатия. Всё время хочется спать и нет сил заниматься делами. Как теперь быть? Артур, 26 лет.
– Артур, это абсолютно нормально. Практически каждый через это проходит на пути к выздоровлению. Дело в том, что раньше ваша лихорадочная активность по борьбе с тревогой, с одной стороны, сильно изматывала, но с другой, давала силы, чтобы продолжать бесконечно спасать себя от мнимой угрозы.
В не реагировании же на тревогу вы больше не можете искать способы себя спасти и уменьшить накопленный страх и боль, от чего организм впадает в подобие ступора и вас накрывает волна бессилия. То есть как будто исчезает мотивация что-либо делать.
Однако, если вы проявите упорство и не отступитесь, длится все это безобразие будет недолго и скоро вы, наконец, ощутите как здорово жить без переживаний и радоваться тому что есть.